FMC рынок России
Российский рынок FMC с 2010 по 2014 год развивался крайне медленно и проникновение FMC на конец 2014 года составило менее одного процента в абонентской базе корпоративных мобильных пользователей. Но перспективы развития FMC в России аналитиками оцениваются положительно.
Содержание |
2015
Данные J’son & Partners Consulting
По данным компании J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг), российский рынок FMC с 2010 по 2014 год развивался крайне медленно и проникновение FMC на конец 2014 года - меньше одного процента в абонентской базе корпоративных мобильных пользователей. Однако перспективы развития FMC в России оцениваются положительно. Причины тому – завершение консолидации мобильных и фиксированных активов крупных операторов, как и рост проникновения облачных технологий.
В исследовании компании «Конвергенция мобильной и фиксированной связи (FMC) в мире и в России: текущее состояние и перспективы» отмечается, что за период с 2010 года по 2014 год доля пользователей FMC (Fixed Mobile Convergence) в абонентской базе корпоративных мобильных пользователей выросла с 0,7 % до 0,95 %, а в сегменте фиксированной связи – с 1,1 % до 2,4 %. Очевидно, рост в мобильном сегменте составил лишь 0,15 процентных пункта, а в фиксированном – 1,3 процентных пункта. Динамика не велика, учитывая появление первых проектов в России 10 лет назад.
Число пользователей FMC в России в сегменте B2B росло с показателем CAGR[1], равным 22 %. К концу 2014 года абонентская база FMC достигла 200 тыс. объединенных номеров мобильной и фиксированной связи.
Российская ситуация сильно отличается от ситуации с FMC в развитых европейских странах, да и в мире в целом, считают аналитики. Свидетельствует от об этом тот факт, что в мире уже даже не делают прогнозов по развитию рынка FMC: он считается стартовым этапом перехода к услугам Unified Communications (объединенных коммуникаций). И этот начальный этап уже считается пройденным. Россия тут среди отстающих стран.
Несмотря на длительное время развития (первые проекты FMC стартовали в первой половине 2000-х годов), сегмент конвергентных услуг не получил в России значительного развития. Основные препятствия на пути FMC были и остаются:
- недостаточное внимание к конвергентным услугам со стороны сотовых операторов,
- сложные взаимоотношения между операторами мобильной и фиксированной связи,
- консерватизм пользователей,
- несовершенство нормативной базы и т.п.
Российский рынок FMC в сегменте B2B
За прошедшие с момента появления первых проектов 10 лет всплеск интереса к конвергентным решениям российские клиенты операторов показывали лишь в период прошлого кризиса – в связи с необходимостью минимизировать затраты FMC-решения оказались более привлекательными.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
В период с 2011 по 2013 год ежегодные темпы роста российского рынка услуг FMC составляли десятки процентов в год, по данным J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг). «ВымпелКом» за последние два года фиксировал рост доходов от оказания услуги более 50%. В 2015 году компания ожидает рост количества пользователей сервиса на уровне 30 % по отношению к 2014 году.
С января по декабрь 2014 года количество клиентов «МегаФона», пользующихся услугой «Экспресс-набор» (FMC), возросло на 25%, а количество номеров, подключенных к услуге – на 45%.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество приложений обслуживания, использующих технологию FMC, у корпоративных клиентов МТС увеличилось на 30%.
Интерес к FMC в ближайшее время возрастёт. По мнению аналитиков, это не только влияние очередного экономического кризиса, но завершение, в основном, процессов консолидации операторов мобильной и фиксированной связи в России и готовность операторов - предлагать конвергентные решения, для привлечения или удержания клиентов, повышения показателей эффективности.
Другим фактором роста обещают стать облачные сервисы. Спрос на виртуальные АТС у компаний SMB-сегмента начинает формироваться более активно, что является мощным драйвером в развитии этого сегмента рынка.
Федеральные операторы сотовой связи (прежде всего операторы «большой тройки»), которые консолидировали активы фиксированной связи и получили в свое распоряжение высокодоходную клиентскую базу корпоративных пользователей, имеющие лицензии на местную связь и активно создающие сетевую инфраструктуру, заняли наиболее выгодное положение на рынке FMC.
J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг) отметила, со ссылкой на мнение представителя оператора фиксированной связи, направленность стратегий мобильных операторов, обладающих явными преимуществами для формирования рынка - на развитие беспроводных услуг. Тем не менее, отмечена тенденция к более активному использованию гибридных решений, интегрирующих облачную телефонию и мобильную связь.
Примечания
- ↑ Compound Annnual Growth Rate — среднегодовой темп роста с учетом сложного процента